Автор и ведущая Школы профессиональной переподготовки по оценке и развитию персонала Светлана Бадаева рассказывает, как правильно составить матрицу развивающих действий.
Для чего нужна Матрица развивающих действий?
Цель данной матрицы — предоставить сотрудникам, которые прошли оценку, развернутую информацию о способах развития менеджерских компетенций.
Этот документ поможет провести самоанализ, определить направление индивидуального развития и повысить свою эффективность.
Как составляется матрица развивающих действий?
Лучший вариант – для начала вовлечь руководителей подразделений в развитие своих сотрдуников.
Рекомендую провести фасилитационную сессию и всем вместе заполнить матрицу развивающих действий.
Специалист по оценке и обучению персонала выступает в этом случае роли фасилитатора. Он готовит таблицу, в которой по вертикали располагаются методы развития персонала, а по горизонтали название компетенций, которые нужно развивать.
Руководители на отдельных листочках пишут, какие есть развивающие проекты в Компании, кто из руководителей мог бы и хотел выступить в роли наставника по определенным темам, готов обучать других, какие книги, которые руководители сами изучили и считают полезными для работы стоит почитать и прочее.
Когда руководители вовлечены в процесс развития сотрудников на рабочем месте, могут обсуждать с ними ценные книги, тогда эффективность развития самая высокая. Не даром считается, что именно делегирование полномочий и развивающие проекты – самые мощные инструменты развития персонала. Если руководители дают сотрудникам советы, как развивать компетенцию, сотрудник лучше понимает ценность этих советов, недели тех, которые давали теоретики.
Конечно руководители не всегда могут самостоятельно заполнить матрицу полностью, но главное – они понимают свою роль в развитии подчиненных и с интересом узнают о том, что еще можно сделать для развития от специалистов по обучению и развитию персонала.
Структура Матрицы
Все рекомендации разбиты на блоки по компетенциям, блоки имеют следующую структуру:
- Общие рекомендации по развитию компетенции;
- Меню развивающих действий, сгруппированное по шести методам развития:
- Развитие на рабочем месте.
Конкретные поручения / задания из ежедневной работы, которые способствуют развитию данной компетенции. - Развивающие проекты, стажировки.
Участие в проекте или временное назначение на должность, требующие более высокого уровня развития данной компетенции.
- Обучение на опыте других.
Наблюдение за человеком, у которого данная компетенция развита высоко; совместное обсуждение с ним его опыта.
- Обратная связь.
Обсуждение с коллегами, подчиненными, руководителем своей работы с точки зрения проявления данной компетенции. - Самообучение.
Анализ прошлого опыта, самостоятельный поиск более эффективных форм работы, чтение специальной литературы. - Тренинги и обучающие программы.
Специально подобранные программы и тренинги для развития компетенции.
Развитие на рабочем месте 1.Умение ставить цели. Ответы на эти вопросы подскажут, что Вам следует изменить, чтобы добиться результата. Имейте в своем арсенале 3-4 способа саморегуляции психического состояния. Применяйте их при возникновении стрессовой ситуации. 4.Оценка результатов работы Фрагмент меню развивающих действий для развития компетенции «Личная эффективность»
Продумайте программу формирования в своем подразделении атмосферы высокой требовательности сотрудников к своей работе, реализуйте намеченную программу.
Таким образом, вы можете составить матрицу развивающих действий по любым компетенциям сотрудников. Чтобы научиться разрабатывать и оценивать компетенции, приглашаем вас принять участие в курсе по оценке персонала.