Что такое эмоциональный интеллект и зачем его развивать?

Из интервью с Зоей Романовой, тренером-консультантом Ассоциации Бизнес Мастерства

 

—Зоя, Вы являетесь одним из немногих тренеров, прошедших официальную сертификацию по Эмоциональному интеллекту с возможностью обучения этой методике. Расскажите об этом поподробнее.

—Да, действительно в России не так много бизнес тренеров, обладающих подобным дипломом. Кроме того я являюсь членом Европейской ассоциации по развитию Эмоционального интеллекта. Мне посчастливилось учиться у одного из «отцов основателей» концепции Эмоционального интеллекта — Дэвида Карузо. Ведь это именно он совместно со своими коллегами Питером Саловей и Джоном Майером разработал понятие «Эмоциональный интеллект» — EmotionalIntelligence (EI). Хотя весь мир думает, что этот термин связан с именем другого человека – Дэниелом Гоулманом.

—Как это могло произойти?

—Питер, Дэвид и Джон — психологи, доктора наук. Их меньше всего волновала коммерческая сторона вопроса. Они проводили исследования, разрабатывали и дополняли свою концепцию, искали реальные подтверждения своим теориям. И в 1990г. они сформулировали определение Эмоционального интеллекта, как «способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений». В этом же году в научном журнале была опубликована их статья с описанием концепции Эмоционального интеллектаи ее научным доказательством. Эта статья попала в руки журналисту Гоулману. Позже он брал интервью у Питера и Дэвида, некоторое время общался с ними, пытаясь вникнуть в суть их теории. И в 1995г. вышло первое издание книги «Эмоциональный интеллект».

—То есть он украл их идею?

—Если говорить кратко, то «Да». Но если рассматривать этот вопрос более детально, то становится, очевидно, что в своей книге он описал лишь интерпретацию их научной концепции со своей точки зрения. Никакой научной базы и других, подтвержденных на практике методик эта книга не содержит. Кроме того, сама концепция, описанная им, очень «мутная», в ней не хватает четкости и логики.

—В чем же особенность понятия Эмоционального интеллекта в рамках концепции Йельского университета? Насколько я знаю именно в его стенах и родилась эта идея.

—Да, Вы абсолютно правы, Питер Саловей ректор этого университета, там же и происходили все научные разработки, которые, кстати, не прекращаются и по сей день.Уже само определение Эмоционального интеллекта показывает четкую связь мозга (рационального) и эмоций. Т.е. для принятия наилучшего решения нужно брать во внимание оба эти аспекта.

—Да, но это же лежит на самой поверхности. Любой взрослый человек это понимает.

—Это очень хорошо, что понимает! Значит мы еще не до конца «убили» в себе способность чувствовать. Посмотрите, что происходит вокруг. Нам с детства внушают, что эмоции это плохо, что мальчикам ни в коем случае нельзя плакать, а девочкам злиться. Хотя сами по себе эмоции грусти или злости не является плохими. В ожеерминологии Эмоционального интеллекта вообще нет понятия плохих и хороших эмоций. Есть лишь эффективные, которые повышают нашу деятельность и неэффективные, которые ее тормозят. И кстати злость относится к разряду именно эффективных эмоций, т.к. дает организму огромный заряд энергии.

Как бы нам того не хотелось, но эмоции влияют на нашу жизнь! И люди, которые это поняли, смогли добиться гораздо большего! Научный факт, подтвержденный разработками Йельского университета, говорит о том, что все лидеры, ТОП менеджеры, успешные предприниматели и владельцы собственного бизнеса обладают высоким Эмоциональным интеллектом.

Наилучшим примером работы с эмоциями является маркетинг. Посмотрите, как он грамотно подталкивает нас покупать те или иные товары. Вы обращали внимание на атмосферу в продуктовых магазинах? Запах выпечки и копченных продуктов, красиво разложенные торты и пирожные… А на музыку в ресторанах и бутиках? Обычно в дорогих, фешенебельных ресторанах звучит приятная, расслабляющая мелодия, она точно убаюкивает Вас, заставляя провести полноценный вечер в этом приятном месте. Тогда как в кафе быстрого питания, наоборот звучит динамичная музыка, явно не располагающая к длительным беседам.

Руководители с высоким эмоциональным интеллектом создают наиболее благоприятную атмосферу в команде. Они понимают, насколько хорошо их идеи принимаются в коллективе, умеют эмоционально «заразить» свою команду, знают как, когда и какую эмоцию необходимо использовать для достижения наилучшего результата.

Кстати Эмоциональный интеллект можно измерить! Я говорю сейчас не об эмоциональном коэффициенте EQ, созданным Бар-Оном, который измеряет всего лишь Вашу эмоциональность, т.е. способность выражать эмоции, а именно о EI (EmotionalIntelligence), способности рационально использовать информацию передаваемую эмоциями. Единственный в настоящий момент научно подтвержденный тест MSCEIT также является разработкой Йельского университета. И в этот раз он полностью запатентован. Поэтому в сети интернет искать его бесполезно. Даже если Вы и найдете все 144 задания, то ключей к расшифровке теста нет. Точнее они есть, в Йельском университете. В России эти ключи находятся в Институте психологии РАН, который поддерживает исследования в области Эмоционального интеллекта со стороны России и является партнером Йельского университета. Единственная возможность протестироваться и узнать свой EI, это пройти тренинг по развитию Эмоциональной компетенции. Т.к. только сертифицированным тренерам выдают опросники. Но ключей у нас тоже нет, мы направляем заполненные анкеты в Институт психологии РАН, который их обрабатывает и присылает тренеру уже готовые результаты.

—Расскажите более подробно о своем тренинге «Эмоциональная компетенция руководителя». Для кого он, в чем его польза и вообще, зачем нужно развивать Эмоциональную компетенцию?

—Начну, пожалуй, с последнего: развивать Эмоциональный интеллект и эмоциональную компетенцию нужно в первую очередь для того, что стать более успешным и эффективным. Эмоции и способность их переживать даны нам не просто так, поэтому грех не воспользоваться таким прекрасным даром. Представьте, что у Вас на одном глазу повязка. Каков будет мир вокруг Вас? Сможете ли Вы легко увидеть то, что видели бы двумя глазами? Полной ли будет картина? Точно также и с эмоциями.

Эмоции несут в себе определенную информацию, закодированные данные. Мы также можем получать и использовать информацию из вербальной коммуникации, опираясь только на рациональное. Но в таком случае один Ваш глаз по-прежнему закрыт. Информация идет сразу по двум каналам: эмоциональному и рациональному, при чем по эмоциональному она идет быстрее, точнее и без искажений. Это связано с тем, что лимбическая система мозга, отвечающая за возникновение эмоций гораздо старее коры головного мозга, отвечающего за рациональность. Кроме того, если по двум каналам придет разная информация, т.е. человек говорит одно, а его эмоции говорят об обратном, то, как минимум возникнет недоверие.

Поэтому главной задачей моего тренинга является «Эмоциональное прозрение», т.е. «снятие повязки с глаза».

Если говорить о структуре тренинга подробно,то мы работаем над развитием 4-х главных навыков Эмоционального интеллекта:

1. идентификация эмоций – это базовый навык Эмоционального интеллекта. Он заключается в знании 27 основных эмоций, умение правильно их расшифровать в собеседнике, умении заглянуть в себя и «поймать» свою эмоцию, осознать ее и прожить в полной мере.

2. Понимание эмоций – важно знать почему, по какой причине возникает та или иная эмоция. Потому что именно понимание несет в себе ключ к расшифровке информации, скрытой в самой эмоции.

3. Использование эмоций – это самый сложный и в то же время самый необходимый навык. Он заключается в рациональной способности выбирать ту или иную эмоцию в зависимости от ситуации. Т.е. Вы мозгом осознаете, какая эмоция в данном конкретном случае Вам нужна для того что решить задачу максимально быстро и эффективно..

4. Управление эмоцией – как правило, этот навык у людей развит наиболее хорошо. Повторюсь еще раз, нас с детства учат подавлять эмоции. Хотя это всего лишь одна из стратегий управления эмоциями. И на самом деле не самая эффективная. Почему? Об этом также можно узнать на тренинге.

И наконец, ответ на вопрос для кого же этот тренинг? Для тех, кто хочет повысить свою эффективность, вдохнуть полной грудью, стать более успешным и, конечно же «Эмоционально зрячим».

Эмоциональный интеллект полезен абсолютно во всех сферах: продажи (для наилучшего выявления истинных потребностей клиента, понимания причин отказа, умения работать с эмоциональными, негативными клиентами), переговоры, тренинги, менеджмент (создание нужной Вам эмоциональной атмосферы, понимание ценностей и установок окружающих, работа с нематериальной мотивацией), подбор персонала (выявление истинных мотиваторов, создание HR бренда) и т.д..

—Зоя, благодарю Вас за такой подробный рассказ об эмоциях и их влиянии на бизнес. Чтобы Вы хотели сказать в заключении?

—Спасибо большое за уделенное мне время и внимание к теме эмоций! Сейчас эта тема достаточно популярна и я очень рада этому. Т.к. в 2014 году, когда я только начинала свой путь в качестве сертифицированного тренера по развитию Эмоционального интеллекта многие относились с недоверием и неким скептицизмом к теме эмоций. А сейчас я вижу совершенно другую картину: все больше и больше крупных компаний начинают использовать Эмоциональный интеллект для повышения эффективности бизнеса. Они уже увидели и почувствовали пользу от этой методики.

И пользуясь случаем я хочу пригласить всех на тренинг по развитию Эмоциональной компетенции в Ассоциацию Бизнес Мастерства, приходите и вместе с вами мы будем исследовать мир эмоций, становить «эмоционально зрячими» и более эффективными!

 

Зоя Романова, сертифицированный тренер международного уровня по развитию Эмоционального интеллекта, член европейской ассоциации EACEIP (European Association of Cultural and Emotionally Intelligent Projects), HR эксперт, психолог и коуч.

 

 

Комментарии
Posted in: