Внедрении ценностей, ориентированных на достижение результатов бизнеса, в поведение менеджеров через игру.
Заказчик: Директор по персоналу компании Российские коммунальные системы Денис Машков.
Задача: «Провести корпоративное мероприятие для сотрудников и руководителей УК компании Российские коммунальные системы.
Цели: внедрение ценностей компании, улучшение межфункционального взаимодействия.
А также:
- Познакомить с ценностями, поговорить, понять, как работает на практике (связать с жизнью и работой)
- Связать с бизнесом и задачами по развитию компании (важно для компании, важно для команды и важно для меня)
- Определить, как сейчас, и что необходимо продолжать/развивать/прекратить, чтобы все соответствовало ценностям
- Договориться и заручиться поддержкой друг друга, что будем действовать в соответствии с ценностями
Состав участников:
1. Правление (топ-менеджеры) УК — 10 человек
2. Главные управляющие директора — руководители региональных предприятий (8 человек)
3. Руководители Департаментов (10 человек)
4. Сотрудники: 100 — 110 человек»
Ценности компании: честность, командность, профессионализм, эффективность, надежность, развитие.
- Проблемы проекта
- Большинство участников не принимало участие в разработке ценностей и не были знакомы с ними до начала мероприятия.
- Ограниченные сроки подготовки и бюджет мероприятия наряду с амбициозными задачами.
- Решение
В плотном взаимодействии с представителями заказчика: директором по персоналу Денисом Машковым и начальником управления оплаты Валентиной Цветковой фасилитаторами компании «Ассоциация Бизнес Мастерства» была разработана программа и проведена сессия «Живые ценности РКС».
В зале было организовано 6 рабочих секторов по числу ценностей. Каждый сектор был оборудован флипчартом, стульями и столом. Вывески на флипчартах отличались не только по номерам, но и по цветам. Этот прием упростил распределение участников по группам, потому что в конвертах, которые выдавались на входе, заранее были вложены бейджи и анкеты соответствующего цвета. Отличались по цвету и бейджи модераторов. В каждом из 6 секторов работал модератор и Хранитель ценности, выбранный руководством заранее из числа менеджеров компании. Основным критерием при выборе было соответствие Хранителя ценности, то есть следование ей в повседневном рабочем поведении. Также обращали внимание на личные качества претендента, личностную позицию, готовность взять на себя дополнительную ответственность. Участие Хранителя значительно повысило доверие к мероприятию и вовлеченность участников в процесс.
Встречу открывал генеральный директор компании РКС Курзаев Павел Анатольевич. Как не жестко это звучит, но часто доклад СEO способен усыпить участников. В нашем случае все было иначе. Лаконичное, эмоциональное приветствие Павла Анатольевича продолжилось включением участников в живое общение с генеральным директором через «Открытый микрофон». Каждой команде была предоставлена возможность задать вопрос первому лицу и получить на него честный ответ. Ограничением формата была необходимость удерживаться в жанре легких и остроумных вопросов. Например «С кем из менеджеров компании вы согласились бы провести год на подводной лодке?». Ответы Генерального директора были чрезвычайно живыми и искренними. Например, на вопрос, какую музыку лучше всего исполнял бы оркестр сотрудников компании, был получен ответ: «Только классическую. Вальс цветов».
Далее директор по персоналу Денис Машков выступил с наглядной презентацией ценностей компании, после которой был положен старт упражнению «Цветные ценности», ставшим одним из лейтмотивов сессии.
Первым делом участники самостоятельно заполняли карточки, в которых указывали 3 факта о себе, 2 из которых должны были быть правдой, а 1 — выдуманным.
На втором этапе задачей игроков было побеседовать с максимальным количеством коллег, узнать информацию, которую они указали на карточках и потренировать свою интуицию, угадав, какой из фактов является ложным. Победители, наиболее общительные и прозорливые, получили приз.
Далее карточки размещались на рабочей стене с названием «Цветные ценности РКС». Но самое интересное ждало участников дальше. В конвертах, розданных при входе в зал, было вложено 6 пар цветных меток. Каждый цвет соответствовал одной из ценностей. По результатам игр и упражнений, проходивших в первой и второй половинах дня, каждый участник голосовал 12 метками за коллег, проявивших в поведении следование ценностям компании РКС. Голосующий наклеивал метку, соответствующую цвету ценности, на карточку с именем коллеги.
По окончании сессии были выявлены победители голосования — эксперты по ценностям. Ими стали сотрудники компании, набравшие наибольшее количество меток по каждой из 6 ценностей. А после сессии на новогоднем празднике руководитель организации вручил победителям сертификаты на прохождение индивидуального коучинга от компании «АBM». В число награжденных вошли главный бухгалтер, директор по экономике и финансам и руководитель одноименного департамента, директор по правовым, корпоративным вопросам. А генеральный директор набрал рекордное количество голосов по ценности «командность». Благодаря этой процедуре руководство компании получило список менеджеров, пользующихся авторитетом коллег, способных в дальнейшем составить костяк команды «агентов изменений», призванных трансформировать культуру компании РКС.
Центральная часть сессии проходила в формате «World Café». Группы перемещались от одного сектора к другому, от одной ценности к следующей, знакомились с содержанием ценности и последовательно решали следующие задачи:
- придумать примеры проявление ценности по отношению к клиентам.
Пример: «Надежность – бесперебойная поставка ресурсов потребителю».
- придумать примеры проявления данной ценности по отношению к коллегам.
Пример: «Эффективность – конструктивный диалог с потребителем при решении проблем».
- придумать преимущества, которые дает следование ценности мне лично.
Пример: «Честность рождает взаимоуважение в коллективе».
- придумать преимущества, которые дает следование ценности моему подразделению/ бизнесу в целом.
Пример: «Командность создает корпоративный дух и повышает эффективность подразделения».
- придумать слоган/ пословицу/ поговорку, отражающую суть ценности.
Пример: «Профессионализм – творчество, обращенное в профессию!»
Благодаря грамотно подобранной технологии нам удалось приблизиться к решению главной задачи — вовлечь участников в наполнение, «оживление» ценностей, в разработке которых большинство из них не принимали участия.
Прекрасным продолжением сессии стала игра «Ценность-анти ценность», предложенная директором АБМ Бадаевой Светланой. Каждой группе было необходимо проиллюстрировать ценность и ее противоположность в метафорической форме. Упражнение вызвало бурный восторг участников. Здесь к слоганам и эмблемам прибавились стихи и песни. Помогла и богатая музыкальная подборка звукорежиссера компании АБМ.
Вторая половина дня была посвящена командным играм, задачей которых было закрепить и проиллюстрировать ценности в реальной деятельности. Зал был поделен на 3 игровых зоны, участники в свою очередь сформировали 3 больших группы:
Игры были подобраны таким образом, чтобы выигрыш в них требовал от игроков следования корпоративным ценностям.
Игра – иллюстрация ценности «Мы не стоим на месте». Группа делится на две части. Каждый участник получает одноразовую тарелку, на которую наносит свой индивидуальный номер. Тренер собирает тарелки и раскладывает их по возрастанию номеров в виде «восьмерки» на полу комнаты. В месте пересечения кругов «восьмерки» кладется дополнительная свободная тарелочка. Участники в произвольном порядке выстраиваются на тарелочках. Задача: расположиться последовательно от наименьшего номера к наибольшему. Возможны переходы также между тарелочками, обозначенными стрелками.
Игра – иллюстрация ценности «Мы команда». Группа становится в 2 шеренги друг напротив друга. Участники вытягивают вперед руки и на указательные пальцы кладется длинная легкая рейка. Задача участников — не отрывая пальцев, опустить рейку на пол, не бросая.
После окончания игры было важно уделить время подведению итогов с каждой командой. Для этого можно было использовать следующие вопросы:
- Как оцениваете свой результат?
- По какой стратегии Вы действовали?
- Как думаете, как можно было улучшить результат?
- Насколько эффективно было Ваше командное взаимодействие?
Хотя большая часть игр прошла на ура, хотим предостеречь вас от ошибок, с которыми столкнулась команда АБМ.
- В процессе командных игр 130 игроков создают колоссальное количество шума. Поэтому следует располагать игровые зоны максимально далеко одна от другой, в разных частях зала, а в идеале в отдельных помещениях.
- При выборе игр важно учесть время, которое потребуется на ее проведение. В нашем случае 1 из игр съела времени в 2 раза больше, чем другие. Группам приходилось ждать или проигрывать одну игру несколько раз. Но энтузиазм, позитивный настрой сотрудников РКС и профессионализм модераторов позволил удержать групповую динамику на высоком уровне.
Одним из пожеланий заказчика была потребность «заякорить», приземлить достигнутый результат и после динамичной, подвижной игровой фазы мы перешли к камерной рефлексии. Участники вернулись в первоначальные группы, где по очереди отвечали на вопрос «Как проявлялись, оживали ценности компании в моем поведении и поведении моих коллег сегодня?» Высказываясь, они наматывали цветную синюю или красную нитку на пластиковый шар. Почему организаторы сессии выбрали именно этот прием? Дело в том, что синие и красные нити используются в бренд-буке компании «Российские коммунальные системы», как образы труб холодной и горячей воды, потому что основной деятельностью компании является водоснабжение. После этого глубокого упражнения мы сделали командную фотографию с рукотворными шерстяными шарами, поверх которых наклеили яркие фетровые буквы, образовавшие словосочетание «ЛЮДИ РКС». Эти символы и сегодня находятся на почетном месте в офисе компании.
Светлана Бадаева
Генеральный директор ООО «Ассоциация Бизнес Мастерства»
abm@abmgroup.ru