От исследования удовлетворенности трудом к пересмотру системы мотивации и развитию корпоративной культуры

  1. профессиональные стандарты

От исследования удовлетворенности трудом к пересмотру системы мотивации и развитию корпоративной культуры

Скибина Виктория, руководитель проектов Ассоциации Бизнес Мастерства

Будущее за компаниями, выводящими
на первое место человека, приобретающего
доминирующее значение и статус измерителя
их экономического успеха.

В условиях современной экономической ситуации многие компании вынуждены задуматься о своей реорганизации, пересмотреть подходы к качеству и количеству персонала, структуре и стратегии бизнес процессов.

Уже ни для кого не секрет, что во многом успешность компании определяют ее сотрудники, а точнее – их мотивация к профессиональной деятельности.
Проблема мотивации человека требует комплексного подхода, и один из вопросов – взаимосвязь мотивации и удовлетворенности трудом.

Удовлетворенность трудом представляет собой эмоциональную реакцию человека на рабочую ситуацию по принципу «нравится – не нравится». «Не нравится — уходи» — это уже давно «не деловой разговор» по отношению к работнику и по сути тупиковый, учитывая тенденции современного рынка труда. Внимание нужно уделять понятию «нравится» — что нравится, почему нравится и каковы последствия этого для компании.

Если в компании удовлетворены все основные потребности человека, он испытывает признательность к такой компании, дорожит своей работой, не нарушает производственную дисциплину и соблюдает стандарты поведения, настроен на сотрудничество, он стабилен и не ищет «добра от добра». Таким образом, удовлетворенность трудом является одним из факторов лояльности сотрудника к организации, что создает предпосылки для его более быстрой адаптации, длительного срока работы в ней и вовлеченности его в бизнес процессы которая, в свою очередь, может быть привязана к показателю производительности труда — человек готов прикладывать максимум усилий для достижения стратегических целей компании.

Но у человека должен появиться мотив — внутреннее, формирующееся в его сознании побуждение к активности. На содержание и силу мотива влияют как факторы внешней среды, так и личностные особенности человека. Для воздействия на мотивацию сотрудников и, следовательно, повышение эффективности их работы необходимо не только исключить те внешние факторы, которые могут снижать удовлетворенность работой, но и создавать условия для повышения внутренней мотивации (признание достижений, возможности профессионального и должностного роста, предложение перспективной и содержательной работы, престиж организации и т.п.).

Исследование удовлетворенности трудом позволит руководителю не только выявить мотивы, определяющие поведение работника, но и, используя все имеющиеся у компании возможности, создать оптимальные системы стимулирования. При этом не хвататься за все, не распыляться, не «изобретать велосипед», а «бить точно в цель», исходя из реальных потребностей персонала.

Следует отметить, что речь идет о выявлении потребностей и создании условий для ценных сотрудников компании. А не о приспособленцах и лентяях, которые всем довольны и не собираются увольняться. Если выявлен такой перекос, значит в компании созданы удовлетворительные условия для неэффективных и нерадивых работников – но это уже вопрос оценки персонала (при отборе и в процессе деятельности), без которой так же невозможно создание эффективной системы мотивации.

Существует еще одна закономерность – взаимосвязь степени удовлетворенности трудом и уровня развития корпоративной культуры.

Отношение к корпоративной философии (миссия, ценности, цели), отношения в коллективе и с руководством, к системе поощрений, внутренним коммуникациям — все это факторы удовлетворенности трудом. Факторный анализ в процессе оценки удовлетворенности трудом позволит понять, что нравится людям, что они любят, благодаря чему они станут считать компанию своей, что сделает их приверженцами. А приверженцам можно доверять, с ними легче пережить трудные времена, они проводники инновационных преобразований и конечно они будут делать чуть больше, чем от них требуют должностные инструкции и не спрашивать, как именно это «чуть больше» будет оплачено. Именно они способны обеспечить прорыв компании к лидерству.

Таким образом, показатель удовлетворенности трудом становится экономической категорией, приобретающей значение решающего фактора для успешного функционирования компании.

Управлять можно только тем, что можно измерить. Существуют определенные методы измерения степени удовлетворенности трудом. И за время изучения этой актуальной темы (примерно с начала 70-х годов прошлого века) их набралось немало. Необходимо выбрать оптимальный вариант с учетом особенностей и потребностей конкретной компании.

АВМ предлагает услуги в области:

  • оценки удовлетворенности трудом
  • исследования корпоративной среды и внутренних коммуникаций
  • оптимизации системы стимулирования персонала
  • оценки лояльности и вовлеченности сотрудников
  • разработки новых моделей корпоративного взаимодействия

Контактная информация:
ООО «Ассоциация Бизнес Мастерства»
Тел. (495) 514 88 64, (499) 550 09 74
www: abmgroup.ru
E-mail: info@abmgroup.ru

Posted in: