Живые ценности компании РКС

Сессия «Живые ценности РКС»
Внедрении ценностей, ориентированных на достижение результатов бизнеса,  в поведение менеджеров через игру.

Заказчик: Директор по персоналу компании Российские коммунальные системы Денис Машков.

Задача: «Провести корпоративное мероприятие для сотрудников и руководителей УК компании Российские коммунальные системы.

Цели: внедрение ценностей компании, улучшение межфункционального взаимодействия.

А также:

  • Познакомить с ценностями, поговорить, понять, как работает на практике (связать с жизнью и работой)
  • Связать с бизнесом и задачами по развитию компании (важно для компании, важно для команды и важно для меня)
  • Определить, как сейчас, и что необходимо продолжать/развивать/прекратить, чтобы все соответствовало ценностям
  • Договориться и заручиться поддержкой друг друга, что будем действовать в соответствии с ценностями

Состав участников:
1. Правление (топ-менеджеры) УК — 10 человек
2. Главные управляющие директора — руководители региональных предприятий (8 человек)
3. Руководители Департаментов (10 человек)
4. Сотрудники: 100 — 110 человек»

Ценности компании: честность, командность,  профессионализм, эффективность, надежность, развитие.

  1. Проблемы проекта
  • Большинство участников не принимало участие в разработке ценностей и не были знакомы с ними до начала мероприятия.
  • Ограниченные сроки подготовки и бюджет мероприятия наряду с амбициозными задачами.
  1. Решение

В плотном взаимодействии с представителями заказчика: директором по персоналу Денисом Машковым и начальником управления оплаты Валентиной Цветковой фасилитаторами компании «Ассоциация Бизнес Мастерства» была разработана программа и проведена сессия  «Живые ценности РКС».

В зале было организовано 6 рабочих секторов по числу ценностей. Каждый сектор был оборудован флипчартом, стульями и столом. Вывески на флипчартах отличались не только по номерам, но и по цветам. Этот прием упростил распределение участников по группам, потому что в конвертах, которые выдавались на входе, заранее были вложены бейджи и анкеты соответствующего цвета. Отличались по цвету и бейджи модераторов.  В каждом из 6 секторов работал модератор и Хранитель ценности, выбранный руководством заранее из числа менеджеров компании. Основным критерием при выборе было соответствие Хранителя ценности, то есть следование ей в повседневном рабочем поведении. Также обращали внимание на личные качества претендента, личностную позицию, готовность взять на себя дополнительную ответственность. Участие Хранителя значительно повысило доверие к мероприятию и вовлеченность участников в процесс.

Встречу открывал генеральный директор компании РКС Курзаев Павел Анатольевич. Как не жестко это звучит, но часто доклад СEO способен усыпить участников. В нашем случае все было иначе. Лаконичное, эмоциональное приветствие Павла Анатольевича продолжилось включением участников в живое общение с генеральным директором через «Открытый микрофон». Каждой команде была предоставлена возможность задать  вопрос первому лицу и получить на него честный ответ. Ограничением формата была необходимость  удерживаться в жанре легких и остроумных вопросов. Например «С кем из менеджеров компании вы согласились бы провести год на подводной лодке?». Ответы Генерального директора были чрезвычайно живыми и искренними.  Например, на вопрос, какую музыку лучше всего исполнял бы оркестр сотрудников компании, был получен ответ: «Только классическую. Вальс цветов».

Далее директор по персоналу Денис Машков выступил с наглядной презентацией ценностей компании, после которой был положен старт упражнению «Цветные ценности», ставшим одним из лейтмотивов сессии.
Первым делом участники самостоятельно заполняли карточки, в которых указывали 3 факта о себе, 2 из которых должны были быть правдой, а 1 — выдуманным.

На втором этапе задачей игроков было побеседовать с максимальным количеством коллег, узнать информацию, которую они указали на карточках и потренировать свою интуицию, угадав, какой из фактов является ложным. Победители, наиболее общительные и прозорливые, получили приз.

Далее карточки размещались на рабочей  стене с названием «Цветные ценности РКС». Но самое интересное ждало участников дальше. В конвертах, розданных при входе в зал, было вложено 6 пар цветных меток. Каждый цвет соответствовал одной из ценностей. По результатам игр и упражнений, проходивших в первой и второй половинах  дня,  каждый участник  голосовал  12 метками за коллег, проявивших в поведении следование ценностям компании РКС. Голосующий наклеивал метку, соответствующую цвету ценности, на карточку с именем коллеги.

По окончании сессии были выявлены победители голосования — эксперты по ценностям. Ими стали сотрудники компании, набравшие наибольшее количество меток по каждой из 6 ценностей. А после сессии на новогоднем празднике руководитель организации вручил победителям сертификаты на прохождение индивидуального коучинга от компании «АBM». В число награжденных вошли главный бухгалтер, директор по экономике и финансам и руководитель одноименного департамента,  директор по правовым, корпоративным вопросам. А генеральный директор набрал рекордное количество голосов по ценности «командность».  Благодаря этой процедуре  руководство компании получило список менеджеров, пользующихся авторитетом коллег, способных  в дальнейшем составить костяк команды «агентов изменений», призванных трансформировать культуру компании РКС.

Центральная часть сессии проходила в формате «World Café». Группы перемещались от одного сектора к другому, от одной ценности к следующей, знакомились с содержанием ценности и последовательно решали следующие задачи:

  • придумать примеры проявление ценности по отношению к клиентам.

Пример: «Надежность – бесперебойная поставка ресурсов потребителю».

  • придумать примеры проявления данной ценности по отношению к коллегам.

Пример: «Эффективность – конструктивный диалог с потребителем при решении проблем».

  • придумать преимущества, которые дает следование ценности мне лично.

Пример: «Честность рождает взаимоуважение в коллективе».

  • придумать преимущества, которые дает следование ценности моему подразделению/ бизнесу в целом.

Пример: «Командность создает корпоративный дух и повышает эффективность подразделения».

  • придумать слоган/ пословицу/ поговорку, отражающую суть ценности.

Пример: «Профессионализм – творчество, обращенное в профессию!»

  • нарисовать эмблему, образ, логотип ценности. В качестве примера эмблема ценности «Развитие»:

Благодаря грамотно подобранной технологии нам удалось приблизиться к решению главной задачи  —  вовлечь участников в наполнение, «оживление» ценностей, в разработке которых большинство из них не принимали  участия.

Прекрасным продолжением  сессии стала игра  «Ценность-анти ценность», предложенная директором АБМ Бадаевой Светланой.  Каждой группе было необходимо проиллюстрировать ценность и ее противоположность в метафорической форме. Упражнение вызвало бурный восторг участников. Здесь к слоганам и эмблемам прибавились стихи и песни. Помогла и   богатая музыкальная подборка звукорежиссера компании АБМ.

Вторая половина дня была посвящена командным играм, задачей которых было закрепить и проиллюстрировать ценности  в реальной деятельности. Зал был поделен на 3 игровых зоны, участники в свою очередь  сформировали 3 больших группы:

Игры были подобраны таким образом, чтобы выигрыш в них требовал от игроков следования корпоративным ценностям.

Игра – иллюстрация ценности «Мы не стоим на месте». Группа делится на две части. Каждый участник получает одноразовую тарелку, на которую наносит свой индивидуальный номер. Тренер собирает тарелки и раскладывает их по возрастанию номеров в виде «восьмерки» на полу комнаты. В месте пересечения кругов «восьмерки» кладется дополнительная свободная тарелочка. Участники в произвольном порядке выстраиваются на тарелочках. Задача: расположиться последовательно от наименьшего номера к наибольшему. Возможны переходы также между тарелочками, обозначенными стрелками.

Игра – иллюстрация ценности «Мы команда»Группа становится в 2 шеренги друг напротив друга. Участники вытягивают вперед руки и на указательные пальцы кладется длинная легкая рейка. Задача участников — не отрывая пальцев, опустить рейку на пол, не бросая.

После окончания игры было важно уделить время подведению итогов с каждой командой. Для этого можно было использовать следующие вопросы:

  1. Как оцениваете свой результат?
  2. По какой стратегии Вы действовали?
  3. Как думаете, как можно было улучшить результат?
  4. Насколько эффективно было Ваше командное взаимодействие?

Хотя большая часть игр прошла на ура, хотим предостеречь вас от ошибок, с которыми столкнулась команда АБМ.

  1. В процессе командных игр 130 игроков создают колоссальное количество шума. Поэтому следует располагать игровые зоны максимально далеко одна от другой, в разных частях зала, а в идеале в отдельных помещениях.
  2. При выборе игр важно учесть время, которое потребуется на ее проведение. В нашем случае 1 из игр съела времени в 2 раза больше, чем другие. Группам приходилось ждать или проигрывать одну игру несколько раз. Но энтузиазм, позитивный настрой сотрудников РКС  и профессионализм модераторов позволил удержать групповую динамику на высоком уровне.

Одним из пожеланий заказчика была потребность «заякорить», приземлить достигнутый результат и после динамичной,  подвижной игровой фазы мы перешли к камерной рефлексии. Участники вернулись в первоначальные группы, где по очереди отвечали на вопрос «Как проявлялись, оживали  ценности компании в моем поведении и поведении моих коллег сегодня?» Высказываясь, они  наматывали цветную синюю или красную нитку  на пластиковый шар. Почему организаторы сессии выбрали именно этот прием?  Дело в том, что синие и красные нити используются в бренд-буке компании  «Российские коммунальные системы», как образы  труб  холодной и горячей воды, потому что основной деятельностью компании  является водоснабжение. После этого глубокого упражнения мы сделали командную фотографию с рукотворными  шерстяными шарами, поверх которых наклеили яркие фетровые буквы, образовавшие словосочетание «ЛЮДИ РКС». Эти символы и сегодня находятся на почетном месте в офисе компании.

Светлана Бадаева
Генеральный директор ООО «Ассоциация Бизнес Мастерства»
abm@abmgroup.ru 

Posted in: