Вебинар — инструмент продвижения и обучения

Как провести вебинар «секси» и «фанки»?

Расписание: тренинги, семинары, вебинары

Автор: тренер-консультант ООО «Ассоциация Бизнес Мастерства», www.abmgroup.ru, тел. 8(495)514-88-64

Слово «Вебинар» происходит от 2-х английских слов «web» и «seminar». Для проведение вебинара необходимо наличие компьютера и интернета у ведущего и участников. С помощью этих инструментов в режиме реального времени можно организовать:

  1. Тренинг
  2. Семинар, лекцию
  3. Презентацию
  4. Опрос, голосование и т.д.

В чем же плюсы вебинара по сравнению с привычными очными формами работы? Перечислим некоторые из них.

Существенная экономия времени и средств. Для организации и проведения вебинара нам не нужно тратить деньги на поиск и аренду зала, проезд участников, питание и т.д. А создание виртуального класса и рассылка приглашений участникам занимает каких-нибудь 5 минут.

Количество участников не ограничено. На вебинар можно собрать от 1-2 до нескольких тысяч человек. Не так давно был поставлен рекорд, занесенный в книгу рекордов Гиннеса. На онлайн тренинг собралось более 16 тысяч человек.

Возможность выбирать любое место и время для проведения вебинара или участия в нем. Главное, условие – наличие компьютера и нормального интернета. Только представьте. Вы можете проводить вебинар или принимать в нем участие, находясь дома, в офисе, на отдыхе, за границей, даже на пляже. Можете использовать с пользой любое время: вечер, ночь, выходные.

Возможность сделать запись (видео и аудио) и использовать в дальнейшем — размещать на сайте для скачивания и просмотра, «перевести в текст» для написания статей, мини книг, пособий и т.д.

Множество инструментов, облегчающих обучение, предоставляют виртуальные комнаты для проведения вебинаров. Это чат для общения участников и ведущего, показ презентаций и документов, «передача» микрофона другому ведущему или участнику; демонстрация рабочего стола; обмен документами; проведение опросов, голосований; виртуальная указка и «классная доска»; приватный чат и многое другое.

Для корпоративного обучения можно выделить еще два преимущества:

  • Проще и дешевле пригласить любого тренера –живущего в другой стране или городе, «загруженного», востребованного и т.д.
  • Можно обучать сотрудников практически без отрыва от рабочего процесса –потребуется в нужное время пройти по ссылке, а потом вновь вернуться к работе.

Удобно в этом случае разбивать программу обучения на короткие блоки по 30 -45 минут и проводить вебинары регулярно.
Но наряду с преимуществами, у вебинаров есть, конечно, и ограничения.
Нет живого контакта между участниками и ведущим. Сложно отследить «включенность» человека в работу. Практически невозможно проводить групповые игры, давать задания на командное взаимодействие и т.д. Возможны технические накладки – перебои с интернетом, сбои на сайтах предоставляющих виртуальные комнаты. Ну и для людей, которые «не в ладах» с компьютером участвовать в вебинаре может быть не просто.

По мнению известного тренера Елены Сидоренко, участники ждут от любого тренинга «полезности» и «вкусности» *.

Полезность включает в себя 2 фактора:

  • Технологичность — передача технологий, алгоритмов действий, работающих инструкций, точное описание процесса.
  • Результативность — обретение чего-то нужного и ценного, улучшение, достижение, повышение своей рыночной стоимости.

А «вкусность» — это sexy и fanky факторы:

  • Sexy – все то, что вызывает радость, удовольствие, счастье, создает комфорт, ощущение безопасности, безмятежность, гармонию.
  • Fanky – азарт, вызов, острота, неопределенность, яркость, напряжение сил.

Наши вебинары должны быть «полезными» — это очевидно и понятно. А вот как сделать их «вкусными»?

Давайте начнем с подготовки.

В первую очередь мы определяем для себя цель и структуру вебинара – хотим ли мы чему-то научить, провести презентацию, продажу нашего тренинга, услуг и т.д.

В любом случае вебинар должен быть актуальным, помогать решать проблемы участников, предвосхищать их сложности.

Важно, чтобы вебинар имел четкую структуру. Как вариант она может такой: проблематизация (обозначение проблемы аудитории); возможные решения; мотивация к действиям – что вы хотите, чтобы сделали участники после окончания.

С целью и структурой определились — готовим презентацию.

Презентация для вебинара мало чем отличается от обычной, однако различия и тонкости есть.
На фанки фактор нашего вебинара работают яркие, цепляющие образы. Используйте больше наглядных материалов в презентации — картинок, фотографий, графиков, интеллект-карт, видео и т.д. Оптимизируйте их «вес» и «размер» — презентация должна легко грузиться.

Делайте больше слайдов, чем в обычной презентации. Сложные слайды лучше разбить на несколько – сначала вводите центральное понятие, а затем добавляйте к нему дополнительную информацию.

Скорость, с которой вы будете показывать слайды, зависит от темы, целевой аудитории и вашего удобства. Помните, что внимание участников легко переносится на другие задачи – просмотр почты, поиск чего-то в интернете и т.д. Поэтому некоторые эксперты советуют поддерживать высокую скорость — один слайд в минуту и через каждые 3-4 слайда обращаться за обратной связью к участникам – «А что думаете вы? Все ли понятно?» и т.д.

Разбейте информацию на блоки по 10-20 минут максимум и избегайте банальностей и «воды» — отсекайте лишнее, оставляйте главное.
Даже в очень серьезную, сложную тему добавляйте уместные шутки, анекдоты. Здорово работают притчи и истории из личного опыта.

Наряду с содержательной частью важнейшим фактором успешного вебинара является создание необходимой атмосферы и общение с нашей аудиторией.

Основные приемы создания атмосферы:

  • Видео трансляция
  • Внешний вид, «картинка»
  • Состояние и настроение тренера

Практически все вебинарные комнаты позволяют вести видео трансляцию. Это мощный прием влияющий на эффективность обучения и общения. Улучшается контакт с аудиторией, появляется чувство общности, интереснее становится участникам – можно рассматривать ведущего, следить за его мимикой и т.д.

Однако, если для вас как для ведущего видео трансляция существенно увеличивает волнение, напряжение или страдает качество трансляции из-за «слабого» интернета, можно обойтись и без нее. Я была на очень сильных вебинарах на которых не было видно ведущего — только фото в самом начале и на откровенно слабых и не интересных на которых было прекрасно видно ведущего. И наоборот. Решать в любом случае вам.

Калинина Надежда

Калинина Надежда

Продумайте заранее свой внешний вид и образ – прическу, макияж, украшения (если ведущий женщина), одежду. Это сильный инструмент создания настроя, атмосферы доверия и т.д. Например, неизгладимое впечатление на меня произвела тренер ведущая вебинар на женскую тему. Он проходил в воскресенье в первой половине дня. Несмотря на это девушка выглядела очень эффектно – яркие со вкусом подобранные украшения, макияж, красивая укладка, томный голос, изящные бра на фоне — все это выглядело очень ярко, красиво и служило прекрасной иллюстрацией темы женственности.

Одеться продуманно я советую даже, если вас не будет видно. Это важно для вашего личного самоощущения и настроения. Проводя однажды вебинар из дома я поняла, что в домашней обуви чувствую себя слишком расслаблено. Одела туфли.

Создать необходимую атмосферу помогает и фон, на котором вас будет видно. Это может быть стена нейтрального цвета, деловой офис, предметы иллюстрирующие вашу тему и т.д. На вебинаре посвященном жизни в стиле Эко ведущая сидела на фоне стеллажа со шкатулками из природных материалов, пейзажев и т.д.

Впечатление того, что она не просто лектор, а сама живет по принципам о которых рассказывает только усилилось и помогло проникнуться доверием к ведущей и ее теме. Однако будьте осторожны и заранее посмотрите как выглядит, то что находится за вашей спиной, проверьте освещение – камера может искажать цвета и т.д.
Если то, о чем вы говорите можно показать – сделайте это. Ведущая вебинара о стиле и одежде встала, направила на себя камеру и показала во что одета сейчас сама, как можно носить жилет-трансформер. А ведущий семинара на тему организации праздников демонстрировал участникам предметы вызывающие те или ассоциации и чувства – новогоднюю мишуру, которая здорово шуршала к тому же, флакон духов, часы и т.д.

Перед началом, пока участники собираются, во время перерыва (делайте если вебинар больше одного часа) или упражнений можно включать музыку или видео соответствующие теме или настроению, атмосфере вебинара.

Важно, также создать собственный настрой. Как вы хотите, чтобы вас воспринимали – как близкого друга, лектора, учителя? В зависимость от этого представьте себя перед большим залом или поставьте рядом с компьютером (так что бы туда подал ваш взгляд) фотографию близкого друга, родного человека и обращайтесь к этим образам вовремя вебинара.

Перед началом послушайте любимую музыку, потанцуйте, сделайте несколько дыхательных или физических упражнений.

Помните, главное, провести вебинар с удовольствием, радостью, искренне улыбаться участникам, даже не видя их.

Сохранять хорошее настроение и бодрость до донца вебинара мне очень помогают ароматы апельсина, мандарина, бергамота. Я ставлю рядом с собой аромалампу.
Разработайте свой голос – поговорите с кем-нибудь перед началом (лучше по скайпу), спойте песенку и т.д. Если вы планируете часто проводить вебинары, то советую поработать с голосом и дыханием более серьезно.

Если вы проводите вебинар первый раз то пригласите на него своего друга, знакомых, это может помочь вам уменьшить волнение, получить обратную связь в конце и т.д.

Сведите к минимуму возможные причины накладок и волнений. Готовьтесь заранее и не жалейте для этого времени. Сделайте для себя чек лист подготовки к вебинару: загрузить и проверить презентацию, включить камеру, выключить мобильный телефон, предупредить окружающих, поставить стакан воды и т.д.
Особенности общения с аудиторией.

Поднять энергию, удержать внимание и повысить эффективность обучения помогает интерактивность вебинара т.е. информационный обмен и взаимодействие между ведущим и участниками.

Задавайте вопросы, просите обратную связь. Старайтесь реагировать на вопросы и комментарии поступающие вам из чата. Если участников много можно привлечь помощника, который будет следить за чатом.

Давайте участникам задания и упражнения (письменные, парные и т.д.) Можно использовать задания встряски, побуждающие участников выходить из зоны комфорта. Многие площадки сейчас позволяют, например, дать слово, включить микрофон у участника (попросите заранее участников обзавестись гарнитурой или встроенным микрофоном). Это отличный инструмент для «встряски», проверки знаний и удержания внимания участников.

Вводите элементы интриги, устраивайте розыгрыши призов и подарков для самых активных, быстрых и т.д.

Используйте игры (для знакомства, «разогрева» участников), шутливые тесты, викторины.

Адаптируйте для вебинара упражнения и задания для отработки навыков, закрепления знаний и проводите их обязательно. Для парных упражнений, когда нужно, например, отработать технику работы с манипулятором можно использовать скайп. Участники создают в скайпе группы из 3 человек – 2 участника и тренер. После этого начинают работу в парах и ведущий может переходить от группы к группе проверяя и корректируя их работу.

Итак, вот основные приемы, которые помогут сделать ваш вебинар, не только полезным, но и вкусным:

  • Sexy

    • Внешний вид тренера
    • Картинка – фон, предметы
    • Состояние, эмоции тренера
    • Голос
    • Музыка
    • Общение с участниками
    • Юмор, шутки анекдоты
    • Эмоциональность тренера
  • Fanky

    • Игры, викторины
    • Розыгрыш призов, подарков
    • «Скорость» презентации
    • Интрига – главное в конце и т.д.
    • Задания на выход из зоны комфорта
    • Яркие образы. Контрасты
    • Сюрпризы
    • Тесты

Интерактивность
Упражнения, медитации
Притчи, примеры из собственной жизни

А дальше подключайте фантазию, творчество, ищите свои инструменты и приемы!

Проводить вебинары интересно и легко! Пройдя через первоначальное волнение вы получаете в руки прекрасный современный инструмент. Он может быть частью системы обучения или продвижения вас как тренера, коуча, психолога и т.д. Инструмент, который увеличивает ваш профессиональной диапазон.
Желаю ярких, вкусных и полезных вебинаров!

*Сидоренко Е. Технология создания тренинга. От замысла к результату. Изд-во: Речь, 2008.

Posted in: