Интервью по компетенциям

Интервью по компетенциям (иногда называемое «поведенческим интервью» или «бихевиоральным интервью») — является частным видом структурированного интервью, в котором вопросы интервьюера направлены на выявление качеств и способностей кандидата по ряду измерений поведения, специфичных для конкретной работы (компетенций).

Интервью по компетенциям  может применяться в следующих случаях:

  • Проведение интервью с кандидатом на вакансию при приеме на работу
  • Инструмент для выявления уровня развития компетенций в рамках Центра оценки
  • Проведение структурированной беседы с целью ротации (планирование карьерного продвижения), направленной на подробный анализ реального поведения человека в различных рабочих ситуациях с целью определение уровня развития его профессиональных компетенций
  • Планирование индивидуального развития сотрудника (определение сильных и слабых сторон развития компетенций для построение в дальнейшем плана индивидуального развития)

Набор оцениваемых компетенций определяется исходя из требований к конкретной должностной позиции, спецификой конкретной компании, а также исходя из целей и задачей компании (например, внедрение изменений или формирование кадрового резерва).

Вопросы в интервью по компетенциям, в основном сфокусированы на приведении кандидатами конкретных примеров, описывающих ситуации, в которых кандидаты продемонстрировали или не продемонстрировали требуемое поведение. Вопросы по каждой компетенции задаются несколько раз и разбросаны в процессе интервью для того чтобы в итоге можно было построить картину сильных и слабых сторон кандидата по данной компетенции. С помощью интервью по компетенциям можно понять, каким образом сотрудник принимает решения, как планирует свою деятельность или деятельность подчиненных, как осуществляет контроль и оценку результатов, как ведет себя в стрессовых ситуациях и т.п.

Перед проведением интервью по компетенциям разрабатывается специальный опросник  или руководство к интервью (интервью — гайд). Вопросы направлены на прояснение привычных способов  поведения человека в разнообразных деловых ситуациях.  На основании вопросов к каждому вопросу продумываются позитивные и негативные индикаторы к ответам кандидата. Задача интервьюера — оценить уровень развития каждой компетенции, а так же понять насколько существенен разрыв между наличным и целевым уровнями.

Подготовка к интервью

Подготовка интервью является одним из важнейших факторов повышения эффективности его проведения.
Основными рекомендациями по подготовке к интервью по компетенциям являются:

  • Определите требования к опыту работы, образованию, знаниям и навыкам,   которые предъявляются к кандидатам на данную вакансию (если интервью является частью Центра оценки, то модель компетенций и профиль уже разработаны);
  • Определите набор оцениваемых компетенций, исходя из требований конкретной работы, специфики организационной культуры компании-работодателя, и изменений планируемых в компании. (Если интервью является частью Центра оценки, то модель компетенций и профиль уже разработаны);
  • Определите целевой уровень развития каждой из компетенций для данной вакансии (постройте профиль должности). (Если интервью является частью Центра оценки, то модель компетенций и профиль уже разработаны);
  • На основании вышеприведенного анализа, а так же времени, которым Вы располагаете для интервью, подготовьте опросник по каждой компетенции. Примите в расчет то, что на 1 вопрос требуется приблизительно 5-7 минут.
  • Подготовьте бланк анализа интервью, в которых продумайте позитивные и негативные индикаторы к ответам по каждому вопросу.

Проведение интервью по компетенциям требует от интервьюера высокого уровня профессионализма в области оценки.

Выводы, сделанные на основе информации о привычных способах поведения, обладают рядом свойств:

  • Они точны, т.к. основываются на объективных фактах из жизни человека
  • Они объективны, т.к. интервью проводится по заранее составленному плану в строгом соответствии с технологией, а его результаты анализируются по заранее выделенным и описанным в специальном руководстве критериям. Поэтому интервью, проведенные с разными людьми разными интервьюерами, можно сравнивать друг с другом, а затем принимать на их основе взвешенные решения.
  • Они прогностичны, т.е. позволяют предсказать, как человек поступит в будущем. Интервьюер проясняет картину делового поведения собеседника и потом сопоставляет с ней его рабочие результаты. Исходя из полученных данных делается вывод, как человек поступит в аналогичных обстоятельствах и что предпримет в новой для него ситуации.
  • Они полезны для руководства, потому что предоставляют информацию о деловых качествах человека. Владея такими данными, руководитель сможет понять, как максимально эффективно использовать своих подчиненных, в каком направлении их следует развивать.
  • Они полезны для сотрудников, поскольку выводы интервьюера основываются не на личном мнении человека о себе, а на его реальном поведении.

Получив по результатам интервью обратную связь, человек сможет посмотреть на себя глазами других, обнаружить некоторые ограничения, которые раньше ему были малозаметны.

По результатам беседы интервьюер составляет развернутый отчет с описанием степени развития каждой компетенции, сильных и слабых сторон человека. Обязательно дается заключение, насколько успешным окажется сотрудник в выполнении новых задач, как именно надо его развивать.
Интервью по компетенциям особенно эффективно в сочетании с ассессмент-центром, поскольку выводы о типичных способах поведения человека в жизни дополняются наблюдениями над его реальным поведением в деловой игре.