Интерактивный театр как способ обучения и «умный отдых»

Интерактивный театр как способ обучения и «умный отдых»

На сегодняшний день существует множество различных форм профессионального обучения, развития, и множество программ для корпоративного отдыха.

Одна из наиболее перспективных и все более востребованных форм на рынке тренингов личностного роста и бизнес-тренингов, а также event-программ – игры для бизнеса или игры нового поколения.

В игре участники полностью погружаются в действо и получают живой опыт: опыт самопредъявления, проявления лидерских качеств, применения креативных, ораторских, коммуникативных и других необходимых профессиональных способностей, опыт совместного решения творческих задач, получают свои инсайты, на практике осваивают новые эффективные модели поведения.

Участие в игре — это отличная возможность для «умного отдыха», вместо традиционного формата корпоративных мероприятий. Во время игры участники эмоционально разгружаются, улучшают настроение, повышают жизненный тонус, общаются в неформальной обстановке, благодаря чему улучшается атмосфера в коллективе, повышается лояльность к компании.

Участники игры могут более полно использовать уже имеющиеся у них знания, умения, способности, раскрыть свой потенциал в результате получения опыта в игровых ситуациях. В игре человек живет по-настоящему, и, научившись чему-либо, переносит приобретенное умение в жизнь. При этом сохраняется более легкое, чем обычно, отношение к жизни, игровой подход, что позволяет не «добиваться успеха», а быть успешным в профессиональной деятельности.
Игры нового поколения интенсифицируют получение нового опыта во много раз! Они позволяют получить до 6 типов результатов, для достижения которых обычно используют отдельные мероприятия, такие, как бизнес-тренинги, супервизия, ассессмент, коучинг, стресс-менеджмент, тренинги личностного роста, тренинги командообразования, корпоративные праздники, события.

Поэтому, используя в обучении игры нового поколения, которые сочетают в себе элементы всех перечисленных видов мероприятий, организации экономят время и деньги.

Игры проводятся на различные темы:

  • командообразование,
  • эффективная коммуникация,
  • развитие креативности,
  • раскрытие творческого потенциала, профессиональных способностей, стрессоустойчивости,
  • проявление лидерских качеств,
  • целеполагание,
  • формирование позитивных моделей поведения.

Важными проблемами на сегодняшний день в организациях являются мотивация сотрудников и повышение эффективности их деятельности. Вопрос мотивации далеко не всегда решает повышение зарплаты или получение премий и бонусов. Человеческий фактор становится все более значимым.

Человеку важно быть заинтересованным в своей работе, тогда он развивается в профессии, повышает квалификацию. Многие люди не раскрывают свой потенциал, так как находятся в стереотипах восприятия и мышления. Новые задачи требуют большей гибкости и нестандартных решений. И если человек не меняет «угол зрения», это приводит к хроническому стрессу и усталости, снижению мотивации к своей деятельности и профессиональному выгоранию.

Также важно, чтобы в коллективе был хороший психологический климат. Для того, чтобы работа организации была успешной, необходимо, чтобы сотрудники эффективно взаимодействовали друг с другом, ощущали себя командой. Если человек «застрял» в привычных ролевых моделях поведения и не выходит за рамки своего амплуа, своего жизненного сценария, ему сложно наладить контакт с сослуживцами, решать совместные задачи, в результате чего происходят конфликты, манипуляциям, «перетягивание одеяла», и – неудовлетворенность работой, снижение ее эффективности.

Часто в коллективе встречается следующее распределение ролей:

  • сотрудник может быть отличным специалистом, но если начальник напоминает ему строгого папу, в общении с ним подчиненный вдруг становится «хорошим мальчиком» (или «хорошей девочкой») и стремится ему угодить;
  • коллеги скидывают на одного сотрудника свою работу, а тот не в силах сказать «нет»;
  • грамотный и ответственный сотрудник «застрял» в роли «невезуче-го» и боится проявлять инициативу;
  • кто-то из сотрудников смотрит на всех снизу вверх, и это не нравится его коллегам.

Пока человек не ощущает, что он играет некую РОЛЬ и что ее можно сменить, «переписать» сценарий, он будет ходить по кругу, испытывая не самые приятные чувства и доставляя неприятности другим.

Эти проблемы помогает решить такая форма игр нового поколения, как психологический интерактивный театр.

Интерактивный театр «Резонанс»

Методика психологического театра “Резонанс” дает участникам интерактивного спектакля возможность увидеть свои привычные роли, и сменить их на другие, возможно, непривычные, но интересные и желаемые, или в рамках своей роли выбрать другую, оптимальную для себя модель поведения, пройти разные, в том числе, конфликтные ситуации и найти из них выход.

Игра проявляет индивидуальные способности, раскрывает творческий потенциал КАЖДОГО участника. Он начинает чувствовать себя частью актёрской труппы, конечный успех работы которой зависит от каждого. И в дальнейшем полученный опыт личного успеха и успеха группы человек переносит в жизнь.
Каждый спектакль разрабатывается отдельно под заявку организации. Игра в театре позволяет усилить мотивацию сотрудников к работе, создать предпосылки к их профессиональному росту и раскрытию потенциала, улучшить отношения в коллективе, прояснить свои цели и ценности, соединить свои цели и цели команды, получить опыт группового решения задач, ощутить поддержку других участников.

Кроме того, участники приобретают опыт состояния творчества и нахождения «ключей» для вхождения в это состояние; развивают креативность, раскрывают свои ораторские способности, осознают свои стерео-типы и барьеры, мешающих развитию личности, выбирают оптимальные модели поведения, осваивают коммуникативные навыки, в том числе, необходимые для выхода из конфликтных ситуаций, общаются с коллегами в творческой атмосфере, получают удовольствие от необычного корпоративного «умного отдыха».

В интерактивном спектакле заняты все участники. Роли выбираются по жребию или по желанию, это зависит от темы спектакля.

Перед спектаклем обязательно проводится вводная часть (знакомство, введение в тему, разогревающие игры и этюды), затем -подготовительная часть (разделение участников на группы, выбор ролей, подготовка сцен или историй в каждой группе), далее — демонстрация спектаклей каждой группой (возможно проведение 2-3-х различных вариантов одной и той же сцены или истории, смена участниками ролей), и завершающая часть (обратная связь участников и ведущих).

Для исполнения ролей не нужны актерские способности: поставленный голос, пластика и т. д. Акцент делается именно на проживание участниками своих ролей, осознание того, что им необходимо изменить (способ исполнения, саму роль).

Сюжеты используются: с известным финалом, с неизвестным финалом (его определяет группа). Спектакли не похожи друг на друга ни по оформлению, ни по содержанию, зачастую они не повторяются.Литературным материалом служат сказки, мифы и легенды, известные и неизвестные литературные произведения разных жанров.

Психологический театр «Резонанс» был создан в 2003 г. и является авторским методом психологов, тренеров с большим опытом работы Яны Соколовой и Татьяны Прониной. В основе метода — синтез основных положений и техник мифодрамы, сказкотерапии, ролевых игр.

О ведущих

Яна Соколова – психолог, тренер, автор и ведущая многочисленных тренингов личностного роста, игротехник, арт-терапевт.

Татьяна Пронина – тренер, историк, культуролог, игротехник, автор и ведущая многочисленных тренингов личностного роста.

Из практики игр

Одной из проблем является профессиональное выгорание творческих работников (в частности, работников сферы рекламы). Это про-исходит из-за того, что человек устает от рутинной работы, у него пропадает вдохновение, ему сложно все время генерировать новые идеи.

Участвуя в спектакле психологического театра «Небесная канцелярия или Вершители», сотрудники одной из рекламных компаний смогли отвлечься от своих типовых проблем, от того, что необходимо все время «выдавать» новые идеи, быть «хорошим профессионалом». И смогли на время стать героями фантастической истории, служащими некоей Небесной Канцелярии, вершителями судеб. Участников было 15. Их задача была – создавать новые идеи и «внедрять» их в головы людей.

Все вершители разделились на 3 группы: Департамент отдыха (который занимался идеями о том, как нужно правильно отдыхать), Департамент науки (научные разработки) и Департамент здоровья (предлагал идеи по укреплению здоровья).

Каждой группе главной Канцелярии (эту роль исполнял руководитель) было выдано игровое задание: им необходимо было разработать идеи в 3-х областях для жителей Земли (для всех групп указывались страны, возраст людей, пол и другие характеристики). Далее необходимо было разработать формы подачи идей (плакаты, щиты, телевизоры, телефоны и другие, необычные), в которых люди оптимально восприняли бы информацию и стали бы жить в соответствии с этими идеями. Идеи (в том числе, самые фантастические) выдавались каждой группе.

После этого в каждом Департаменте прошел «мозговой штурм». Участники с увлечением включались в игру, блестяще острили не как профессионалы, а как сотрудники слоя N Небесной Канцелярии. Они сочиняли не рекламные слоганы, а «ловушки для мыслей», «концентраторы откровений». Они генерировали идеи, острили и просто получали удовольствие от творческого процесса. В каждой группе проявился лидер, который, как в команде знатоков, выбрал лучшие версии и в завершении этого этапа игры озвучил проект каждой команды, представил его главе Небесной Канцелярии. Глава был вполне доволен всеми версиями, но не забыл, разумеется, внести свои коррективы.

В результате этой игры участники отвлеклись от привычного образа себя, от рутины, от всех «надо» и получили опыт совместного решения творческой задачи, легкости, опыт открытия своего потенциала, возможностей. И, конечно, креативно отдохнули, пообщались с коллегами в игровой атмосфере.
После проведения игры компания получила новый перспективный заказ, благодаря успешному выполнению которого прибыль значительно увеличилась. Также двое сотрудников, которые были на грани увольнения остались и вполне успешно работают в компании.

Еще одна проблема во многих компаниях, причина «головной боли» менеджеров по продажам, по рекламе — общение с клиентами и прояснение запросов. Зачастую клиент сам толком не знает, чего хочет или уточняет у начальства и запрос меняется, когда работа уже началась. В итоге получается примерно следующая забавная переписка:
«Это не ребрендинг, а ремаркетинг, цвета остаются те же, а возраст целевой группы меняется. Обращаю внимание на левую ягоду — подразумевается, что это черная смородина (а на упаковке она смахивает на гранат синего цвета!!!!!). Девочка должна быть красивая. Мальчик конечно тоже, но в нем должно быть больше от обезьяны. Вы нарисовали мальчика, а надо неотесанного молодого богатого мужика читающего наш журнал.Все серое возвращаем на место! Все зеленое перекрашиваем в серое! В общей сложности все хорошо, только не хватает цвета!»

Для решения этой проблемы в другой рекламной компании был выбран спектакль «Джинны». В спектакле участвовало 10 менеджеров по рекламе. Сцены спектакля разыгрывались в парах. Участникам предлагались роли по жребию. Кто-то из партнеров был Джинном, исполняющим любые желания, кто-то – героем, который его нашел, и чьи желания он должен был исполнять. У каждого из героев был свой характер и, соответственно характеру, запросы, зачастую противоречивые.

Задача Джинна была прояснить, чего же на самом деле желает его «господин», чтобы он мог исполнить желание, задача его партнера по сцене – наблюдать, как проясняется запрос, действительно ли это его желание. Характеры героев и игровые задачи были озвучены, даны вводные данные для сцены (место действия, ограничения). После проигрывания сцены «актеры» давали друг другу обратную связь: что им мешало выполнить игровую задачу, что помогало, какие модели поведения использовали, что заметили в поведении партнера, какое было настроение, какие инсайты они получили, как это связано с их деятельностью.

В процессе игры участники смогли отойти от своих привычных схем общения, моделей поведения, с интересом вовлеклись в игру, и, благодаря игровому опыту, нашли новые формы поведения, новые способы взаимодействия с партнером и навыки общения, которые помогают решать рабочие задачи. В результате, участники смогли использовать полученный опыт и в дальнейшем быстрее договаривались с клиентами, за счет снижения степени важности и большей легкости общения, менее были подвержены эмоциям даже с «трудными» клиентами, благодаря чему количество заказов увеличилось. И, как дополнительный бонус – некоторые сотрудники компании, состояние которых было близко к профессиональному выгоранию, смогли избежать его. Также в процессе игры все сотрудники креативно и с удовольствием провели время в своем коллективе.

Приведенные примеры показывают, что игры нового поколения, и, в частности, психологический театр «Резонанс», являются одной из наиболее эффективных, перспективных и все более востребованных на сегодняшний день форм обучения и «умного корпоративного отдыха», формой, способствующей мотивации участников и предотвращающей профессиональное выгорание. При этом решаются задачи организации, и частные задачи участников, происходит синергетический эффект.

Posted in: