Не секрет, что качество нашей жизни определяется качеством взаимоотношений. Каждому человеку хочется чувствовать себя наполненным, а значит любить, а также быть значимым для других, то есть быть любимым другими. Лидер – это тот человек, от которого зависит климат в коллективе и готовность каждого гореть, но не сгорать на работе. Задача лидера — быть сфокусированным на взаимоотношениях, чувствовать поле группы и слабые места. Когда в команде все получается, задача лидера — выделить тех людей, благодаря которым команда добилась успеха. Когда что-то идет не так, задача лидера — взять на себя ответственность за ситуацию, проанализировать полученный опыт и поддержать других в их готовности исправлять ошибки. Чтобы не бояться, лидеру необходимо постоянно повышать уровень своей осознанности, работать над собой и знать: Внешние процессы в коллективе – это частичное отражение внутренних процессов лидера. Разрешая свои внутренние противоречия, лидер влияет на эффективность бизнеса в целом. Поэтому, развивая свой эмоциональный интеллект* с помощью повышения уровня своей осознанности, лидер дает возможность развиваться бизнесу. Сейчас я докажу Вам это.

«До сегодняшнего дня учёные предполагали, что чувства и мысли связанны только с головным мозгом. По мнению исследователя стрессовых ситуаций, американского учёного из Калифорнии Дока Чайлдре [Doc Childre], такая позиция не отвечает последним научным результатам. Док Чайлдре выдвигает новую концепцию: «Сердце обладает собственной нервной системой. Сердце способно самостоятельно чувствовать, учиться, вспоминать, принимать решения — и всё это независимо от головного мозга». Док Чайлдре называет этот феномен “The Intelligent Heart” – “Разумное Сердце”. Именно оно является самым мощным оружием человека против стрессовых ситуаций. По словам другого учёного Дэвида Сервана-Шрайбера [David Servan-Schreiber], изучающего мозговую деятельность, «при правильном сердечном ритме головной мозг может противостоять стрессовым атакам путём удержания сознания от страхов, и придачи всем органам тела необходимых сильных импульсов для борьбы со стрессом». (http://lebendige-ethik.net/4-Razum_serdza.html)
__________________________________________________
* Эмоциональный интеллект — по определению Дж. Мейера, П. Сэловея и Д. Карузо, группа ментальных способностей, которые способствуют осознанию и пониманию собственных эмоций и эмоций окружающих.

Развитие эмоционального интеллекта – это:

  • восприятие и выражение эмоций
  • повышение эффективности мышления с помощью эмоций
  • понимание своих и чужих эмоций и управление эмоциями (Материал из Википедии — свободной энциклопедии www.wikipedia.com)

Сердце подает сигналы в мозг, в котором формируется восприятие ситуации. От восприятия ситуации зависит поведение. Последствия любой ситуации это есть следствие реакции человека. Она может быть конструктивной, а может быть деструктивной. От настроя и поведения лидера зависят не только общая атмосфера в коллективе, но и качество тех управленческих решений, которые он принимает.

Решения можно принимать из чувства неполноценности, обиды, страха и тогда все, что возникает из этого состояния негармонично по своей природе, не приносит ни значимости, ни наполненности, как самому лидеру, так и тем людям, которые его окружают. В таком случае трудно говорить о работе с душой, полной самоотдаче и самореализации тех, кто рядом. Упущенная выгода налицо.

Лидеру важно иметь ясное видение, куда он ведет команду. Подлинное видение не связано с рациональными факторами. Известно, что за ясновидение отвечает правое полушарие нашего мозга. Оно еще отвечает за творчество и интуицию. От уровня развития нашего правого полушария на 85% зависит успех любого дела (исследования Дэниела Големана).

Чтобы сформировать видение, нужно дать картинке сложиться. У талантливых людей это происходит спонтанно. Не складывалась, не складывалась и вдруг … появилась ясность. Многим руководителям кажется, что им лично не зачем учиться, что лишние знания только рождают внутренний шум, так как они работают «на приходах». С одной стороны они где-то правы, важнее чувствовать момент, нежели следовать чьим-то теориям.

Однако иногда очень полезно выйти за пределы привычного образа мысли, замедлиться, остановить свой внутренний диалог, чтобы ясно услышать себя и увидеть новые возможности для развития бизнеса. Работа над собой может сделать процесс формирования видения не спонтанным, а управляемым. Такую возможность дают тренинги личной эффективности. Они скорее не учат чему-то новому, а позволяют понять, как мы принимаем свои решения, что нам мешает в достижении успеха, что хочет наше сердце на самом деле.

Многие бояться этого. Кажется: «Вот услышу голос своего сердца и все брошу». Это не так. Вы сможете услышать правду. Любой рост начинается с понимания того, где вы есть на самом деле, а не от того, куда вы хотите прийти. Если вы занимаетесь не своим делом и делаете что-то не так, лучше вовремя это понять и перестроиться, чем терять время.

Лидер — это роль в коллективе. Через того, кто отождествляется с этой ролью проходит сила. Если предназначение лидера совпадает с тем, что он делает, например – помогать людям, то работа дает силы. Если нет – то возникает внутренний конфликт, который лишает сил. Развивая эмоциональный интеллект, лидер развивает доверие к себе, миру, окружающим, в результате более рационально использует имеющиеся ресурсы.

Приведу конкретный пример из практики. Два учредителя в компании, два лидера, решили разделить между собой роли согласно своим чертам характера. Один стал играть роль «хорошего» полицейского, а другой – «плохого». Такой расклад не плохо работал первые десять лет, хотя быть хорошим явно более приятно, чем наоборот. Эти отношения с одной стороны давали обоим чувство равновесия, с другой стороны – он были гармоничны, так как в них присутствовала зависть. Один руководитель стал заложником своего образа «хорошего» и когда возникали проблемные ситуации, где можно было потерять своего лицо, он просто избегал проявлять себя в невыгодном свете. Другой же, взрывался вспышками гнева, за которыми следовали вина и желание изолироваться от общения. В коллективе ходили слухи, что руководители «сидят очень высоко, очень далеко». Люди в анонимных опросах жаловались, что им не хватает лидера, а работают они в этой компании из-за того, что страшно потерять работу». Все бы ничего, до кризиса товар продавал сам себя, от людей много не требовалось. В условиях кризиса, когда конкуренция возрастает и от людей требуется энергия и инициатива, такой расклад стал выражаться в финансовых потерях.

Что значило для каждого из этих руководителей развитие эмоционального интеллекта, Такого абстрактного слова на фоне всеобщего развала производства? Для руководителей понимание внутренних конфликтов стало возможностью вернуть себе ту энергию, которая постоянно уходила на внутренние конфликты, а значит возможностью дать людям недостающей энергии и вдохновения. Для первого руководителя дверью в новые возможности стала, прежде всего, внутренняя готовность быть «плохим», отойти от привычного образа «интеллигента». Для второго – дверью в новые возможности стала готовность выйти из тени, взять ответственность за независимую часть бизнеса и стать там лидером в полный рост.

Таким образом, развитие эмоционального интеллекта для этих руководителей проявилась в умении осознавать свои чувства и управлять ими, а также готовность соприкасаться с чувствами других людей. Когда порог напряжения очень высокий, то это сделать очень трудно. Но никакой буфер в виде тренера, менеджера по персоналу не сделает за лидера его работу. Конечно, поздно пить боржоми, когда печень разрушена. Иногда проще расстаться с чем-то и начать что-то новое. Однако важно, чтобы нечто новое начиналось из полной осознанности и переосмысления полученного опыта. Иначе, все повторится вновь.

Итак, лидер должен принимать решения из точки наблюдателя, в спокойном состоянии. Если вы заметили свое не спокойствие – возьмите тайм-аут для саморегуляции.

Ниже привожу практику для умиротворения, которую полезно делать в конце рабочего дня, чтобы тренировать свою способность к осознанию.

  1. Сделайте пять глубоких вдохов через рот и выдохов через нос.
  2. Сказать себе: «я разрешаю себе чувствовать все, что я чувствую».
  3. Сфокусироваться на ощущениях в теле, мыслях, проживании болезненных ситуаций, не убегать от них, позволить им проявиться. Когда мы позволяем себе чувствовать, то наша внутренняя мудрость, наш эмоциональный интеллект, с помощью которого мы воспринимаем мир целостно, помогает нам найти верный курс, как выйти из проблемной ситуации.
  4. Скажите себе: «Правда не в других. Правда не во мне, правда в том, что есть». Эта фраза переключит вас с детской позиции обвинителя, на наблюдателя.
  5. Осознайте, чего же Вы хотите на самом деле.

Эмоциональный интеллект – это чувственно-образное восприятие действительности, способствующее расширению сознания, выхода за пределы проблемы.

Только если вы сможете посмотреть на ситуацию со стороны, только тогда можно найти правильное решение.
Вот еще один способ, как можно самостоятельно тренировать свой эмоциональный интеллект, заодно увидеть, как ваша внутренняя работа сказывается на ваших поступках, а в конечном счете – на внешних обстоятельствах.

Если у вас отсутствует ясность, что делать дальше, начните с трансформации своего настроения. Для этого сравните ваше душевное состояние с внешним явлением. Представьте себя режиссером, которому нужно в динамике показать душевное переживание на экране. Будет еще лучше, если Вы сможете озвучить свое кино, придумать запах и вкус вашему переживанию. Итак, вы режиссер, поэтому в ваших силах развернуть сюжет так, чтобы неприятный образ превратился в жизнерадостный и ободряющий. Представьте себе, как происходит эта метаморфоза. Например, ваше душевное состояние можно сравнить с тяжелой, давящей тучей. Достаточно впустить в эту картинку движение, как вы увидите, что налетел теплый ветер, прошел дождь, вышло солнце и перед вами окрылись просторы, умытые и напитанные влагой.

В связи с этой практикой хочу напомнить вам притчу.

В одном из селений вот уже полгода не было дождя. Люди мучились из-за засухи. Когда им стало совсем плохо, они решили пригласить к себе мастера, который умел вызывать дождь.
Это человек пришел, сел и просидел три дня, прежде чем дождь случился. Когда жители стали спрашивать мастера, как ему удалось вызвать дождь, тот ответил: «Когда я пришел к вам, я почувствовал в своем сердце сухость. Я не мог с ней справиться целых три дня, когда же мне это удалось, я смог увидеть дождь и после этого он пролился».

Как же работает эта практика? Суть техники в том, чтобы переключиться с кинестетического канала чувств на визуальный канал образов и трансформировать «внутреннюю картинку»: убрать рамку, добавить цвета и движения, расширить горизонты.

Все лидеры – мастера от бога, даже если не знают до конца об этом. Они способны влиять на других, занимаясь саморегуляцией.

Итак, помните:

  1. Части одной системы взаимосвязаны и влияют друг на друга, даже если физически не соприкасаются между собой. Поэтому, если вы сможете расширить область своей осознанности, то автоматически повлияете на уровень осознанности в вашей системе.**
  2. Любые процессы развиваются в геометрической прогрессии, т.е. в начале приложенные действия не столь ощутимы, но наступает критический момент, когда за 20% времени случается 80% событий (принцип Парето) Поэтому, прикладывая усилия, не ждите от себя и других слишком многого сразу же.
  3. Развивайтесь вместе со своей командой (7 плюс или минут два человека). Пусть у вас будет поддерживающая и питающая среда для роста. Со временем возникнет критическая масса осознанных и мотивированных людей, которая повлияет на всех остальных в компании.

Ждем ваших отзывов, где вы поделитесь с нами вашими достижениями.
_______________________________________________________________________________
**Пример исследований В.Г. Ванярхо в области устойчивого развития и взаимосвязи систем (http://www.newscience.ru/konferencia/konfer2004/vanyarkho):
В двух пробирках, большой и маленькой, одновременно запускается одинаковая химическая реакция. Пробирки не связаны между собой, как сообщающиеся сосуды. Они находятся на значительном расстоянии друг от друга. При этом устойчиво прослеживается следующая взаимосвязь: процессы в маленькой пробирке начинают протекать медленнее, а в большой – быстрее по сравнению с экспериментом, когда такая же химическая реакция производилась по отдельности в каждой из пробирок.

Подобное явление о взаимосвязи процессов в коллективном сознании описывают духовные мастера Востока и Запада. Кто, как не эти люди, являются примером осознанности. Они говорят, что если 64 000 людей на Земле достигнут определенного уровня осознанности, или другими словами просветления, то это положительно скажется на всем человечестве. Подобное может происходить и в вашем коллективе. Нужна небольшая критическая масса тех людей, которые работают над собой и действуют осознанно. Это приведет к глобальным изменениям на уровне компании.

Я сама на своем опыте убедилась, как это работает на своем тренерском опыте. Проводить тренинг в очень большой группе, легче, чем в маленькой. С одной стороны, такой зал труднее раскачать, зато, если несколько человек в зале включились в процесс, то они автоматически включают всю группу.

Приглашаем вас на тренинг по эмоциональному интеллекту